Оспаривались нормы, устанавливающие перечень доходов, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей.
В частности, к их числу отнесены суммы, полученные по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а также от реализации авторских и смежных прав, доходы от выполнения работ и оказания услуг.
По мнению заявителя, эти положения неконституционны, поскольку придают понятию "доход, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" расширительное значение.
Они позволяют обращать взыскание на доходы, полученные от сделок, носящих разовый характер (в частности, от продажи дачи).
КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Вопросы алиментных обязательств, в т. ч. порядок определения размера подлежащих уплате на содержание несовершеннолетних детей алиментов, урегулированы в СК РФ.
Последний исходит из приоритета добровольного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей.
Предусматривая механизм принудительного исполнения такой обязанности, СК РФ тем не менее требует от судов учитывать материальное и семейное положение сторон алиментного обязательства и другие обстоятельства.
Должен обеспечиваться баланс интересов обеих сторон алиментных отношений.
Поэтому алименты должны удерживаться из доходов, полученных их плательщиком только по тем договорам, предусмотренным гражданским законодательством, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование способностей и имущества для законной экономической деятельности, а также право на труд.
С учетом этого оспариваемые нормы, вопреки доводам заявителя, не содержат неопределенности.