ОБОБЩЕНИЕ
судебной практики по рассмотрению гражданских дел
по искам налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физических лиц
за I полугодие 2013 года
Предъявляя в суд требования о взыскании налогов, орган, на который государством возложена обязанность по сбору такого налога, основывает их на том, что должник является налогоплательщиком, то есть в соответствии с Налоговым Кодексом он обязан уплачивать соответствующие налоги. Следовательно, при подаче искового заявления о взыскании соответствующего налога, к нему должны быть приложены документы, подтверждающее то обстоятельство, на которое ссылается истец, а именно, документы, подтверждающие наличие самого объекта налогообложения, зарегистрированного на праве собственности, владения и т.д. за указанным должником.
Поскольку закон связывает подтверждение тех или иных обстоятельств определенными средствами доказывания, то такие сведения должны быть выданы уполномоченными на то органами.
Так, например, налогоплательщиками транспортного налога, согласно ст. 357 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно ст. 363 НК РФ, порядок и сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ.
В силу ч. 5 ст. 362 НК РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Порядок уплаты налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Согласно ч. 1 ст. 1, ст. 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 09.12.1991 г. плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
Ставки налога устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. (статья 3 Закона).
В силу ч. 4 ст. 5 данного Закона органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов.
Так по налогу на имущество физических лиц должны быть представлены сведения о принадлежности на праве собственности жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений; по транспортному налогу - сведения о регистрации за должником транспортного средства.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.3 ст.396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
На основании ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В случае неуплаты налога в установленный срок, начисляется пеня в размере, установленном ст.75 НК РФ.
Кроме того, по тем налогам, по которым его исчисление производит налоговый орган, к исковому заявлению должно быть приложено налоговое уведомление, поскольку согласно п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате такого налога у налогоплательщика - физического лица - возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Также к иску должен быть приложен расчет налога и пени.
Кроме того, как уже было отмечено выше, право налогового органа на обращение в суд о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика ч. 3 ст. 48 НК РФ ограничено шестью месяцами после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Поскольку пропуск указанного срока являлся по ранее действующему законодательству основанием к отказу в иске, то к исковому заявлению налоговый орган также должен приложить доказательства вручения налогоплательщику требования об уплате налога.
За первое полугодие 2013 года:
Рассмотрены с вынесением решения
(судебного приказа)
Взыскано по удовлетворенным искам (руб.)
Всего
Из гр.1 с удовлетворением требования
Из гр. 1
с отказом вудовлетворении требованияИз гр. 2 вынесены судебные приказы
91
90
1
89
789509,61
От общего количества рассмотренных дел по искам налоговых органов за первое полугодие 2013 года количество удовлетворенных исков составляет 98,90%.
От общего количества рассмотренных дел по искам налоговых органов за первое полугодие 2013 года количество судебных приказов составило 97,80 %.
Из общего количества вынесенных судебных приказов – 89, отменены 5 судебных приказа по основаниям: недоимка по налогам уплачена в полном объеме, имелись льготы по уплате налогов, транспортное средство выбыло из собственности гражданина.
ВЫВОДЫ:
1. В ходе обобщения не выявлено нарушение процессуальных сроков рассмотрения указанной категории дел.
2. Анализ изученных дел показал, что по указанной категории споров большой процент исков и заявлений удовлетворено.
Помощник судьи Н.И.Юрова