Целью обобщения является изучение судебной практики рассмотрения дел по исковым заявлениям, поступивших из Пенсионного фонда Российской Федерации, соблюдения сроков рассмотрения дел, законности и обоснованности вынесения судебных решений.
За первое полугодие 2015 года по данной категории поступило 25 дел, 4 дела – перешли остатком с 2014 года. Рассмотрено за указанный период – 27 дел, из которых 17- с удовлетворением исковых требований, 9 прекращены производством, 1- оставлено без рассмотрения, 2 дела –не рассмотрены по состоянию на 01.07.2015 года.
По делам с удовлетворением требований истца: 5 дел – с вынесением судебного приказа, 12 дел – с вынесением решения.
Основной причиной прекращения производства по делу, является полное погашение ответчиком образовавшейся задолженности, в связи чем истец ГУ-Пенсионный фонд отказался от исковых требований.
По 1 делу иск оставлен без рассмотрения вследствие повторной не явки по извещению суда.
Иски Пенсионного фонда можно разделить по требованиям:
- о взыскание задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
-о взыскание излишне выплаченной суммы федеральной социальной доплаты;
- о взыскание излишне выплаченной суммы компенсации.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, определена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", пплателыциками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Так по данной категории требований мировым судьей судебного участка №3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено 5 дел в порядке судебного производства.
В соответствие со ст.12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ, п.3 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2009г. № 805н, право на федеральную социальную доплату к пенсии имеет пенсионер, не осуществляющий работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Федеральная социальная доплата устанавливается пенсионеру, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.2,3 ст.12.1 Закона РФ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст.4 ФЗ от 24.10.1997г. № 134-ФЗ. Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, но не более, чем в целом по РФ.
В соответствии с п.31 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
По делам вытекающим из нарушения правил получения федеральной социальной доплаты- рассмотрено 9 дел, из которых 4 с удовлетворением исковых требований, 5 –производство по делу прекращено Из рассмотренных:
-2 ответчика являлись получателями страховой пенсии по инвалидности и не известили Пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии:
пример: гражданское дело №2-411/ 15 ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Гае Оренбургской области обратились к А. с иском о взыскании излишне выплаченной суммы федеральной социальной доплаты 1240,03 рублей и государственную пошлину 400 рублей., на том основании, что 15 июня 2005 года А являлась получателем социальной пенсии по инвалидности, с учетом ее материального обеспечения, А с 01 февраля 2012 года установлена федеральная доплата к пенсии. С 01 сентября по 11 ноября 2013 года ответчик осуществляла трудовую деятельность, о чем не сообщила в Пенсионный фонд. Производство по делу прекращено, в связи отказом истца от иска;
- 6 ответчиков являлись получателем трудовой пенсии по потери кормильца
пример: гражданское дело №2-455/ 15 ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Гае Оренбургской области обратились к Ч. о взыскании за период с 01.04.2014г. по 31.08.2014г. 49723,20 рубля незаконно полученной суммы пенсии по случаю потери кормильца, назначенной ответчику, поскольку Ч. являлась получателем пенсии по потери кормильца как ребенок умершего кормильца, обучающийся в МАОУ «...» г.Гай и не достигший возраста 23 лет. Иск заявлен по тем основаниям, что 19 марта 2014 года ответчик отчисляется из учебного заведения, не сообщив о данном факте в ГУ УПФ РФ в г. Гай. Отсутствие у истца сведений об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца, повлекло образование излишне выплаченной суммы пенсии. Исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.
В соответствие с п. 1 «Правил осуществления ежемесячных денежных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства РВ от 04.06.2007 г. № 343» ежемесячная компенсационная выплата назначается неработающему лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Пункт 10 Правил обязывает лицо, осуществляющее уход, в случае поступления на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, в течение 5 дней сообщить органу, назначившему указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств.
По данной категории исковых требования рассмотрено за анализируемый период рассмотрено 13 дел, из которых 8 исковые требования удовлетворены, 4 дела производством прекращены, 1 исковое заявление оставлено без рассмотрения.
пример: гражданское дело №2-414/ 15 ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Гае Оренбургской области обратились к М. о взыскании за период с 01.03.2014г. по 31.03.2014г. 1380 рублей излишне выплаченной компенсационной выплаты, назначенной ответчику как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за лицом, инвалидом 1 группы - М.. Иск заявлен по тем основаниям, что с 10 февраля 2014 года по 31 марта 2014 года ответчик трудоустроился в ООО «....», не сообщив о данном факте в ГУ УПФ РФ в г. Гай. Отсутствие у истца сведений об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, повлекло образование излишне выплаченной компенсации.
Статистические данные в целом свидетельствуют о том, что мировым судьей рассматривается значительное количество дел данной категории.
Общая сумма взысканной государственной пошлины при подаче иска составляет 11 409 рублей. Общая взысканная сумма по искам данной категории за 1 полугодие 2015 года- 159 704 рубля.
Адвокат по данной категории дел назначался по защите интересов 1 ответчика, не извещенного о дате и времени судебного заседания.
Гражданские дела по искам Пенсионного фонда Российской Федерации, не обжаловались.
За период с 01.01.2015 по 31.06 2015гг рассмотренных гражданских дел по искам Пенсионного фонда Российской Федерации с нарушенным сроком нет.
Выводы: за первое полугодие 2015 года гражданские дела по искам Пенсионного фонда Российской Федерации мировым судьей судебного участка №3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрены в установленные законом сроки. Нарушений норм материального и процессуального права судом по данной категории дел допущено не было.
Мировой судья Т.Н.Тафинцева