Часть 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Указанная норма введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" и вступила в силу с 15 июля 2016 г. До этой даты административная ответственность за соответствующее деяние не была установлена.
В то же время ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 г., предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей.
С 15 июля 2016 г. установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Новое правовое регулирование направлено на уточнение диспозиции ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, ранее (до 15 июля 2016 г.) охватывающей в том числе бездействие, связанное с систематическим уклонением от уплаты средств на содержание детей. При этом введение административной ответственности за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и ее разграничение с уголовной ответственностью осуществлено с сохранением уголовно-правовой защиты имущественных интересов детей и, следовательно, не может рассматриваться как ослабление мер правовой ответственности лиц, виновных в неуплате средств на содержание таких детей, а также не должно приводить к уклонению от ответственности виновных лиц.
Действие административного закона во времени регулируется ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и считается оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.
Наказание по данной статье предусматривает обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
Всего за 2022 год на судебном участке № 3 г.Гай Оренбургской области рассмотрено 20 административных дела данной категории, к административной ответственности привлечены 20 лиц.
Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, всем сем назначено наказание в виде обязательных работ .
Так, по административному делу № 5-214/2022 в отношении Х.. привлеченного по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 40 часов.
Х.проживающий по адресу: Оренбургская область, г.Гай, ул…., на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 3 г.Гай Оренбургской области № 2-1277/2019 от 11.07.2019, обязан выплачивать в пользу Х.алименты на содержание несовершеннолетних детей: дочери .. года рождения, дочери .. года рождения, в размере 1/3 части всех видов заработка и иного дохода должника, ежемесячно, начиная с 08 июля 2019 года и до совершеннолетия детей.
Х.зная о возложенной на него судом обязанности по уплате алиментов, а также о возбуждении в отношении него 16.07.2019 Гайским РОСП исполнительного производства по принудительному взысканию алиментов, в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства, а именно в период с 01.11.2020 по 17.03.2022 не выплачивал алименты на содержание двоих несовершеннолетних детей без уважительных причин. Указанное деяние Х. не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
В судебном заседании Х.вину в совершении правонарушения признал.
Дело рассмотрено в отсутствии потерпевшей Х.., извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
При назначении наказания суд учел характер совершенного правонарушения, данные о личности виновного, смягчающее административную ответственность обстоятельство – признание вины, и счел необходимым назначить ему наказание в виде обязательных работ, поскольку иной вид наказания не позволит реализовать задачи административной ответственности и достичь целей административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, прекращенных производством, не имеется.
В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.
В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.
В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Все дела данной категории рассмотрены в день получения протокола.
Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.
По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.
Помощник мирового судьи Е.В.Кукаева