Статья 12.34 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Диспозиция ч.1 ст.12.34 КоАП РФ указывает на следующие действия (бездействие): - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; - непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог установлены положениями ст. 11 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог - положениями ст. 12 данного Закона. Так, статьей 11 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено следующее: проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории России должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ о градостроительной деятельности (п. 1); ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ (п. 2); при проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения (п. 3).
В статье 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что: ремонт и содержание дорог на территории России должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (п. 1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2).
В соответствии с п. 13 Основных положений (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 14 Основных положений по допуску транспортных средств установлено следующее: должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями; по окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В пункте 15 Основных положений по допуску транспортных средств наряду с прочим предусмотрено, что соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают: проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения; проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений; установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов; производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ являются, должностные и юридические лица, ответственные за производство работ на дорогах; указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, обязанное обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ на дорогах.
Всего за 1 полугодие 2023 года мировым судьей судебного участка №3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено 4 дела данной категории, к административной ответственности привлечены 2 юридических лица и 2 должностных лица.
Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа - 4.
Так, по административному делу № 5-54/2023 в отношении Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа, привлеченного 28.02.2023 года по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ назначено наказание с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании было установлено, 23 апреля 2023 года в 09 час. 00 мин. Отдел Жилищно-коммунального хозяйства и Капитального строительства Администрации Гайского городского округа, расположенный по юридическому адресу: Оренбургская область, г.Гай, ул.Ленина, 41, являясь ответственным за содержание улично-дорожной сети (дорог) Гайского городского округа, не содержало дороги в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а именно,
в нарушении п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-фз «О безопасности дорожного движения», ст.20 Закона Оренбургской области от 10.11.2006 г. № 685/325-IV-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области», а именно: на покрытии проезжих частей улиц имелась зимняя скользкость, в виде уплотненного снега (снежного наката), на следующих участках улично-дорожной сети города Гая Оренбургской области: улицы Гая.
Таким образом, Отдел Жилищно-коммунального хозяйства и Капитального строительства администрации Гайского городского округа, являясь ответственным за содержание улично-дорожной сети (дорог) Гайского городского округа, не содержало дороги в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
При назначении наказания, суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, которое принимало меры к устранению допущенных нарушений, каких-либо тяжелых необратимых последствий для общества и государства в результате совершенного правонарушения не наступило, характер деятельности и социальную ориентированность Отдела ЖКХ и КС, а также то обстоятельство уплата штрафа в размере определенном санкцией статьи - до 300 000 рублей негативно скажется на финансовом положении общества, назначение административного наказания даже в минимальном размере, предусмотренным санкцией (200000 руб.) приведет к избыточному ограничению прав юридического лица, суд пришел к выводу о наличии оснований для назначения Отделу ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Штраф был оплачен добровольно.
Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, прекращенных производством не имеется.
В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.
В апелляционном порядке было обжаловано одно дело по данной категории: дело №5-104/23 в отн.Филиппова В.А., привлеченного 04.04.2023 г. к адм.ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в сумме 20000 рублей. Апелляционным постановлением решением мирового судьи остановлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Штраф был оплачен добровольно.
В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.
По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.
Тексты постановлений, размещались на сайте судебного участка.
Помощник мирового судьи Е.В.Кукаева