Статья 15.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Объектом административного правонарушения по ст.15.5 КоАП РФ является порядок уплаты налогов на основании налоговой декларации.

Налогоплательщик обязан представлять в установленные сроки в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет налоговую декларацию как письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью о вложении или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Форма и порядок заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций определяются ФНС России.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах сроки. Обязанность представления налоговой декларации и конкретные сроки ее представления определяются отдельно по каждому налогу.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение установленных сроков представления декларации.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика при отсутствии в штате главного бухгалтера (бухгалтера).

При наличии в штате главного бухгалтера (бухгалтера) к ответственности по ст.15.5 КоАП РФ привлекается, как правило, главный бухгалтер (бухгалтер), если обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций не возложена на иных работников, которые наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в организации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуются руководителем экономического субъекта. Индивидуальный предприниматель, а также руководитель субъекта среднего и малого предпринимательства могут возложить ведение бухгалтерского учета на себя.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 7 названного закона.

Руководитель кредитной организации обязан возложить функции по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

Дела о правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ, рассматривают судьи.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов.

Всего за 1 полугодие 2023 года мировым судьей судебного участка №3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено 7 дел данной категории, к административной ответственности привлечены 7 должностных лица, все лицам назначено наказание в виде предупреждения.

Так, по административному делу № 5-85/2023 в отношении Ковалевой Е.В., привлеченной 18.04.2023 года по ст.15.5 КоАП РФ назначено наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании было установлено, что Ковалева Е.В., являясь председателем Гайской городской организации Оренбургской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, расположенной по адресу: Оренбургская область, г.Гай, ул.Ленина д.41, не обеспечила предоставление к установленному сроку не позднее 04 мая 2022 года, в налоговый орган по месту учета юридического лица, сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, а именно расчет по страховым взносам за 3 месяца 2022 года. Фактически расчет по страховым взносам за 3 месяца 2022 года, был предоставлен 20.07.2022 года.

Дело рассмотрено в отсутствии Ковалевой Е.В., извещенной надлежащим образом.

В действиях Ковалевой Е.В. присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

При назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, личность Ковалевой Е.В., отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Статья 15.6 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Объектом административного правонарушения по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ является общественные отношения в сфере организации налогового контроля.

Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза.

Объективная сторона правонарушения по данной статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме этого, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

- в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

- в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 ст.15.6 КоАП РФ, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ.

Субъектами правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).

Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, таможенных органов.

Всего за 1 полугодие 2023 год мировым судьей судебного участка №3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено 2 дела данной категории, 2 должностных лица привлечены к административной ответственности с назначением административного штрафа.

Так, по административному делу № 5-46/2023 в отношении Ковалевой Е.В., привлеченной 16.02.2023 года по ст.15.6 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 рублей.

В судебном заседании было установлено, что Ковалева Е.В., являясь председателем Гайской городской организации Оренбургской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, расположенной по адресу: Оренбургская область, г.Гай, ул.Ленина д.41, не обеспечила предоставление к установленному сроку, не позднее 04 мая 2022 года, в Межрайонную ИФНС России № 14 по Оренбургской области, то есть налоговый орган по месту учета юридического лица, сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, а именно расчет 6-НДФЛ за 1 квартал 2022 года. Фактически расчет 6-НДФЛ за 1 квартал 2022 года был представлен - 06 мая 2022 года.

Дело рассмотрено в отсутствии Ковалевой Е.В., извещенной надлежащим образом.

В действиях Ковалевой Е.В. присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.6 КоАП РФ.

При назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, личность Ковалевой Е.В., отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Всего было назначено штрафов на сумму 600 рублей, все оплачены добровольно.

Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.5 и ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, прекращенных производством не имеется.

В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.

В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.

Тексты постановлений, размещались на сайте судебного участка.

Помощник мирового судьи Е.В.Кукаева