Обобщение

судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.24 КоАП РФ, рассмотренных на судебном участке № 3 г.Гай Оренбургской области

за 1 полугодие 2019 года.

            Статья 19.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.

Объектом правонарушения по ст. 19.24 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Объективная сторона административного правонарушения по ст. 19.24 КоАП РФ выражается в:

а) несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ);

б) невыполнении лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, установленного ст. 314.1 "Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений" Уголовного кодекса РФ (ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ);

в) повторном в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ).

Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом N 64-ФЗ (п. 1 ст. 1 Закона N 64-ФЗ).

Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) 2-х и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса РФ.

В отношении вышеуказанных лиц административный надзор устанавливается при наличии к тому оснований, то есть в случае, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение 1-го года 2 и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ.

Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 Закона N 64-ФЗ);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "з" ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст. 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 282-282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 Закона N 64-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от 1-го до 4-х раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Исходя из ч. 1 ст. 4 Закона N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

1) обязательной явки поднадзорного лица от 1-го до 4-х раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Субъектом ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 19.24 КоАП РФ являются граждане, в отношении которых установлен административный надзор.

Субъективная сторона административных правонарушений по ст. 19.24 КоАП РФ характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Всего за 1 полугодие 2019 год мировым судьей судебного участка №3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено 30 дел данной категории, к административной ответственности привлечены 30 лиц.

При назначении наказания мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

            Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ст.19.24 КоАП РФ назначено наказание:

- в виде административного штрафа  – 5 лиц;

            Так, по административному делу № 5-309/2019 в отношении А., привлеченного 25.06.2019 года по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

При назначении административного наказания суд принял во внимание личность А., ранее привлекавшегося к административной ответственности, характер совершенного правонарушения.

- в виде административного ареста - 6 лиц.

            Так, по административному делу № 5-298/2019 в отношении А., привлеченного 20.06.2019 года по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ назначено наказание в виде административного ареста на срок 3 суток.

Действия А. суд квалифицировал по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, как повторное в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

При назначении наказания в виде административного ареста суд учитывал характер деяния, личность А., ранее привлекавшегося за однородное правонарушение, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

- в виде обязательных работ – 19 лиц.

             Так, по административному делу № 5-270/2019 в отношении Ч, привлеченного 06.06.2019 года по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ назначено наказание в виде обязательных работ на срок 40 часов.

Действия Ч. суд квалифицировал по ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, как повторное в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

При назначении наказания суд учитывал характер совершенного правонарушения, данные о личности Ч., не имеющего постоянного места работы, смягчающие административную ответственность обстоятельства -  признание вины.

С учетом изложенного, суд назначил наказание в виде обязательных работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

        Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.24 КоАП РФ, прекращенных производством  не имеется.

            В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.

            В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

            В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

            Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

            Все дела  данной категории   рассмотрены в день получения протокола.

            В соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье в течение трёх суток с момента его составления.

            Нарушение указанных сроков при рассмотрении дел не установлено.

            Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

            Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. При этом срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

            Как показало изучение данных дел во всех постановлениях  указывалось с какого времени  исчисляется срок  отбывания наказания.

            По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол  в тот же срок.

            Тексты постановлений, размещались на сайте судебного участка.

Помощник мирового судьи                                                                                Н.И.Юрова