ОБОБЩЕНИЕ

судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ

на судебном участке № 3 г.Гай Оренбургской области

за 1 полугодие 2020 года

Подсудность дел указанной категории определялась мировым судьей в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5  «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

         При рассмотрении дел мировой судья проверяет законность предписания органа, должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства, полномочия таких органов на проведение проверочных мероприятий в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности. Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов. Лица, привлеченные к административной ответственности законность предписания и факт его невыполнения не оспаривали.

         Сложности при установлении объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ у мирового судьи не возникали.

         Случаев составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, неправомочными лицами, за указанный выше период на судебном участке № 3  г.Гай  Оренбургской области не выявлено.

         Нарушений должностным лицом, составившего протокол об административном правонарушении, требований ст.28.2 ч.2 КоАП РФ, повлекшее возвращение материала для устранения недостатков, не было.

         За 1 полугодие 2020 года рассмотрено четыре административных дела, предусмотренных  ст.19.5 КоАП РФ: 1 дело по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ направлено по подсудности, по 3 делам в отношении юридических лиц по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа.

Пример: Так мировым судьей судебного участка № 3 по г.Гай Оренбургской области  21 апреля 2020 года рассмотрено административное дело № 5-190/2020г. в отношении  Отдела Жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Гая, расположенного по юридическому адресу: ***, который в установленный срок до 10:20 час. 22 января 2020 года, не обеспечил выполнение предписания № 21 от 21 января 2020 года, вынесенного начальником ОГИБДД ОтдМВД России по Гайскому городскому округу С. об устранении нарушений п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»;  ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; ст.20 Закона Оренбургской области от 10.11.2006г. № 685/325- IV-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области», а именно: не проведены работы в части полной ликвидации зимней скользкости в виде уплотненного снега (снежного наката), на проезжих частях участков улично-дорожной сети г.Гай, а именно:

- ул.Молодежная от пр.Победы до ул.Промышленной;

- ул.Ленина от ул.Комсомольской до пр.Победы;

- ул.Орская от ул.Декабристов до ул.Промышленной;

- ул.Советская от ул.Молодежной до ул.Днепропетровской;

- ул.Войченко от ул.Орское шоссе до ул.Днепропетровской;

- ул.Комсомольская от ул.Молодежной до ул.Октябрьской;

- пр.Победы от ул.Орское шоссе до пер.Спортивный;

- ул.Октябрьская от ул.Войченко до ул.Промышленной.

Предписание является обоснованным, вынесено в соответствии с полномочиями должностного лица.

Согласно п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,  на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. Срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения и для данной категории дорог составляет не более 12 часов.

         Суд квалифицировал деяние по ч.28 ст.19.5 КоАП РФ как повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 ст.19.5 КоАП РФ.                   

При назначении наказания отделу ЖКХ и КС администрации г.Гая, суд учитывал следующее.

Согласно частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",  при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Из материалов дела следует, что Отдел ЖКХ и КС администрации г.Гая принимает меры к устранению допущенных нарушений, каких-либо тяжелых необратимых последствий для общества и государства в результате совершенного правонарушения не наступило. Принимая во внимание характер деятельности и социальную ориентированность Отдела ЖКХ и КС, а также то обстоятельство уплата штрафа в размере определенном санкцией статьи  - до 300 000 рублей негативно скажется на финансовом положении общества, назначение административного наказания даже в  минимальном размере, предусмотренным санкцией приведет к избыточному ограничению прав юридического лица, суд пришел к выводу о наличии оснований для назначения Отделу ЖКХ и КС администрации г.Гая  административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.28 ст.19.5 КоАП РФ и с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Фактов назначения наказания, не предусмотренного санкциями указанной статьи, не имеется. Постановления мирового судьи не обжаловались.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области за 1 полугодие 2020 года рассмотрены в установленные законом сроки. Дел, рассмотренных  с нарушенным сроком, нет. Частные представления по делам указанной категории  не выносились.

Помощник мирового судьи                                                           Н.И.Юрова