Обобщение
судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, рассмотренных на судебном участке № 3 г.Гай Оренбургской области
за 1 полугодие 2021 года.
Статья 12.34 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Диспозиция ч.1 ст.12.34 КоАП РФ указывает на следующие действия (бездействие): - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; - непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог установлены положениями ст. 11 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог - положениями ст. 12 данного Закона. Так, статьей 11 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено следующее: проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории России должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ о градостроительной деятельности (п. 1); ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ (п. 2); при проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения (п. 3).
В статье 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что: ремонт и содержание дорог на территории России должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (п. 1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2).
В соответствии с п. 13 Основных положений (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктом 14 Основных положений по допуску транспортных средств установлено следующее: должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями; по окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В пункте 15 Основных положений по допуску транспортных средств наряду с прочим предусмотрено, что соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают: проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения; проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений; установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов; производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ являются, должностные и юридические лица, ответственные за производство работ на дорогах; указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, обязанное обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ на дорогах.
Всего за 1 полугодие 2021 года мировым судьей судебного участка №3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено 8 дел данной категории, к административной ответственности привлечены 7 юридических лиц и 1 должностное лицо.
Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа - 8.
Так, по административному делу № 5-286/2021 в отношении Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа, привлеченного 08.06.2021 года по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ назначено наказание с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании было установлено, 23 апреля 2021 года в 09 час. 00 мин. Отдел Жилищно-коммунального хозяйства и Капитального строительства Администрации Гайского городского округа, расположенный по юридическому адресу: Оренбургская область, г.Гай, ул.Ленина, 41, являясь ответственным за содержание улично-дорожной сети (дорог) Гайского городского округа, не содержало дороги в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а именно,
- в нарушение п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, направляющих и ограждающих устройств», ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.20 Закона Оренбургской области от 10.11.2006г. № 685/325-IV-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области», в соответствии с утвержденной Решением Гайского городского совета депутатов от 15.12.2015г. № 31 схемой организации дорожного движения на улично-дорожной сети г.Гай, отсутствует разметка, обозначающая пешеходные переходы по адресам: г.Гай, ул.Победы д.9, ул.Декабристов д.3, д.7, ул.Орская д.117;
- в нарушение п.6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017, сборно-разборные искусственные неровности должны соответствовать ГОСТ 32964, быть устроены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605 и ГОСТ 33151, монолитные искусственные неровности должны быть устроены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605, отсутствует искусственная неровность по следующим адресам: г.Гай, пер.Парковый д.3(СОШ № 6), ул.Молодежная д.71а (гимназия), ул.Советская д.4Б (детский сад «Гнездышко»), ул.Ленина д.27, д.28, ул.Ленина д.16 (СОШ № 10, корпус 2), пер.Школьный д.4 (СОШ № 10, корпус 1), ул.Орская д.117, ул.Октябрьская д.60 (СОШ № 4).
- в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», на проезжей части имеются разрушения дорожного покрытия с явно выраженными краями, размеры которых превышают предельно допустимые значения (длина (метра)*ширина (метра)*глубина (сантиметра)): г.Гай, ул.Войченко в районе д.5 (260*70*14), ул.Войченко в районе д.7 (220*68*6) и (110*65*7), пересечение ул.Войченко – ул.Челябинская (140*82*8) м (295*87*8), ул.Орская в районе д.128 (172*78*15), ул.Орская в районе д.90 (299*78*10), ул.Промышленная в районе д.60 (270*79*12) и (140*72*9), ул.Промышленная в районе д.74 (235*78*14).
Таким образом, Отдел Жилищно-коммунального хозяйства и Капитального строительства администрации Гайского городского округа, являясь ответственным за содержание улично-дорожной сети (дорог) Гайского городского округа, не содержало дороги в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
При назначении наказания, суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, которое принимало меры к устранению допущенных нарушений, каких-либо тяжелых необратимых последствий для общества и государства в результате совершенного правонарушения не наступило, характер деятельности и социальную ориентированность Отдела ЖКХ и КС, а также то обстоятельство уплата штрафа в размере определенном санкцией статьи - до 300 000 рублей негативно скажется на финансовом положении общества, назначение административного наказания даже в минимальном размере, предусмотренным санкцией (200000 руб.) приведет к избыточному ограничению прав юридического лица, суд пришел к выводу о наличии оснований для назначения Отделу ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, прекращенных производством не имеется.
В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.
В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.
В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.
По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.
Тексты постановлений, размещались на сайте судебного участка.
Помощник мирового судьи Н.И.Юрова