Обобщение

судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ, рассмотренных на судебном участке № 3 г.Гай Оренбургской области за 2017  год.

 Статья 15.6 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Объектом административного правонарушения по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ является общественные отношения в сфере организации налогового контроля.

Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза.

Объективная сторона правонарушения по данной статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме этого, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

- в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

- в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 ст.15.6 КоАП РФ, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ.

 Субъектами правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).

Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, таможенных органов.

Всего за  2017 год мировым судьей судебного участка №3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено 18 дел данной категории, по 1 делу – производство по делу прекращено, к административной ответственности привлечены 17 лиц, из них: 16 - должностных лиц и 1 – индивидуальный предприниматель.

            Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа  – 17 лицам; штрафы наложены на сумму 5200 рублей.

            Так, по административному делу № 5-83/2017 в отношении К., привлеченной 17.03.2017 года по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.

            В действиях К., которая являясь директором ***, зарегистрированного по юридическому адресу ***, не обеспечила предоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок - не позднее 31 марта 2016 года, в МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области, то есть налоговый орган по месту учета юридического лица, бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год, присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ. Фактически бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год представлена в налоговый орган 29 декабря 2016 года.

При назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, личность К., отсутствие обстоятельств, отягчающих  административную ответственность.

По административному делу № 5-342/2017 в отношении Ф. по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения. Ф. вменялось, что он, являясь генеральным директором ***, зарегистрированного по юридическому адресу ***, не обеспечил предоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок - не позднее 28 октября 2016 года, в МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области, то есть налоговый орган по месту учета юридического лица, первичного налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 3 квартал 2016 года. Фактически первичный налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 3 квартал 2016 года представлен в налоговый орган - 28 марта 2017 года. В судебном заседании было установлено, что Ф., являясь руководителем экономического субъекта, не является субъектом данного правонарушения, надлежащим субъектом является лицо, непосредственно отвечающее за налоговую отчетность, то есть главный бухгалтер.

            В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

В орган составивший протокол для устранения недостатков, дела данной категории не возвращались.

В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

            Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

            По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол  в тот же срок.

            Тексты постановлений, размещались на сайте судебного участка.

Помощник мирового судьи                                                                                Н.И.Юрова